Қабылдау бөлімі :
+7(727) 274-84-64
Есепші бөлімі:
+7(727) 275-42-00
Нашар көрушілер
нұсқасы
25
сентябрь
2020

Лекция для учителей и родителей 7-10 классов «Трудный возраст».

Рекомендации учителям и родителям по работе с детьми, у которых: - низкая устойчивость внимания: 1. Создайте ребенку спокойную обстановку для работы, не допускайте перегрузок и утомления. Сделайте так, чтобы в учении для него было больше увлечения, чем принуждения. Для таких детей особенно важно всегда начинать приготовление уроков в одно и то же время. Тогда им легче мобилизоваться, настроиться на работу. Установка вырабатывается и на постоянное рабочее место. Достаточно усесться за привычный стол, и приходит рабочее настроение. Причем желательно, чтобы это место было только местом для занятий, а не для игр и дополнительного чтения. 2. Все необходимое для работы всегда должно быть у ребенка под рукой. Начиная от ручки, бумаги и до таблиц, схем, словарей и т.п. 3. В перерывах между сложными видами работы используйте приемы расслабления или двигательную разрядку. 4. Развивайте у вашего школьника навыки самоконтроля, самопроверки выполненной работы. Можно специально составить текст из 13-14 предложений. В каждое предложение включите одну-две типичные для вашего школьника ошибки. Например: пропуски букв, слов; повторение слогов в слове; замена букв или слов и т.п. Ребенку надо проверить текст, найти и исправить в нем ошибки. Причем проверять можно разными способами:  самостоятельно, читая про себя;  читая вслух и отчеркивая слоги вертикальными черточками;  сравнивать текст с правильным образцом. Научите ребенка при проверке пользоваться непрозрачной линейкой. С ее помощью слово открывается постепенно, по слогам, без забегания вперед. Ведь ошибки часто не замечаются, если ученик забегает вперед и «узнает» слово. 5. Выберите специальное время для упражнений, развивающих способность к сосредоточению, концентрации, повышающих устойчивость внимания, умение переключаться. Таких упражнений достаточно много, но они должны быть интересными и не восприниматься как продолжение скучных уроков. 6. Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность. 7. Понаблюдайте, как выполняет ребенок домашние задания. Скорее всего, так: быстренько все написал - и с плеч долой, а на поверку оказывается, что из-за двух-трех «глупых» ошибок преподаватель вынужден ставить оценку ниже, чем заслуживает ученик. Первое, чему нужно научить ребенка, - проверять свою работу. Педагоги уверяют, что на проверку написанного должно тратиться такое же количество времени, как и на выполнение самой работы. Да, это скучно и утомительно, но результат того стоит. - слабая переключаемость: 1. Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр.). 2. Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. 3. Следуйте за ребенком («Тебе интересно это, давай посмотрим…»), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца. 4. Повышение учебной мотивации: применение системы поощрений; использование нетрадиционных форм работы (например, возможность выбора домашнего задания), обучение учащимися более младших школьников, повышение самооценки учащихся (Задание «Я - звезда»). 5. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:  смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка;  реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски и т.д.),  снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения; 6. Выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов. 7. Инструкции учителя должны быть четкими и немногословными; 8. Применение мультисенсорных техник обучения; 9. Проверка знаний – в начале урока; 10. Избегание категоричных запретов. 11. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения, то есть его собственную «территорию». В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. - Небольшой объем памяти: 1. Если даете ребенку какое-то новое задание, то хорошо бы показать, как его выполнять, или подкрепить рассказ рисунком. Зрительные стимулы здесь очень важны. Не следует также перегружать внимание малыша, то есть на определенный отрезок времени поручайте только одно дело, чтобы он мог его завершить 2. Категорически поддерживайте ребенка во всех его попытках взять любую новую «высоту». На вопрос: «А как ты думаешь, у меня получится...?» - всегда отвечайте: «Я полагаю, вполне может получиться. С моей точки зрения, для этого разумно сделать то-то и то-то»; 3. Любую неудачу встречайте с оттенком юмора. Причем тщательно следите за тем, чтобы юмор не переходил в сарказм - этого маленькие дети не понимают и не прощают. Высмеивать ребенка недопустимо. - Плохое распределение: 1. За любой вид деятельности, должно обязательно следовать поощрение: маленький подарок, доброе слово... 2. Отвлечь ребенка от капризов. 3. Поддерживать дома четкий распорядок дня. 4. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность). 5. Задать неожиданный вопрос. 6. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка). 7. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме. 8. Не приказывать, а просить (но не заискивать). 9. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас). 10. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном). 11. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит). 12. Возможность общения со сверстниками. 13. Общественные мероприятия. Нет ничего лучше для таких детей, чем коллективный сбор металлолома или макулатуры. 14. Попросите учительницу давать вашему ребенку как можно больше поручений, связанных с физической активностью и передвижением в пространстве. Ведь у учительницы всегда мало времени, а в школьной жизни всегда нужно куда-то сбегать, что-то принести, кого-то позвать, кого-то о чем-то предупредить или о чем-то напомнить. Общие советы: 1. Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы. 2. И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите. 3. Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - в динамике это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и их детьми. 4. Необходимо следить и за общим психологическим микроклиматом в семье. Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть участником. Родителям следует как можно больше времени проводить с малышом, играть с ним, ездить всем вместе за город, придумывать общие развлечения. 5. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство. Изо дня в день время приема пищи, сна, выполнения домашних заданий, игр должно соответствовать этому распорядку. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства. 6. Если ребенок в течение недели ведет себя примерно, в конце недели он должен получить дополнительное вознаграждение. Это может быть какая-то поездка вместе с вами за город, экскурсия в зоопарк, в театр и др. При совсем уже неудовлетворительном поведении следует, конечно, наказать - несильно, но чтобы запомнил, а главное сразу же. Это может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий». 7. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение. Если ребенок тревожен и испытывает страхи... 1. Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться. 2. Ваш ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность. 3. Насыщайте ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите «добрыми глазами», осуществляйте тактильный контакт, оказывайте пристальное внимание ему и его проблемам, слушайте ребенка «активно». 4. Относитесь к страхам и тревогам ребенка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх. 5. Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно обращаться с ребенком так, как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребенка тогда был больше). 6. Удалите из окружения ребенка тревожных и истеричных людей. 7. Не рассказывайте ребенку страшные истории не только на ночь, но и днем. 8. Не читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы. 9. Заранее проиграйте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу и страх. Разберите ее во всех подробностях, с трудными моментами. Если ребенок плохо запоминает... 1. Учите ребенка ставить цель запоминать надолго. 2. При подготовке уроков следует чередовать способы работы: конспектирование, запоминание со слуха, использование рисунков. 3. Для того чтобы лучше запомнить текст, нужно прочитать его вслух. 4. Ребенок запомнит тогда, когда он поймет и перескажет прочитанное. 5. Для осмысления запоминаемого текста можно использовать следующую схему: о чем или о ком говорится в тексте; что об этом говорится. 6. Готовить уроки следует сразу же в день объяснения нового материала, так как забывание активнее всего происходит в первые 24 часа. 7. Лучше учить по одному часу семь дней, чем 7 часов подряд в один день. 8. Учить материал нужно в определенное время, чтобы выработать режим. Вечером, перед сном нужно повторить выученное. 9. Не учите стихи по столбикам. Короткие заучивайте целиком, длинные разбивайте на порции Если ребенок застенчив и не проявляет самостоятельности: 1. Выражайте безусловное расположение ребенку. 2. Общайтесь с ребенком доброжелательным тоном. 3. Чаще поощряйте застенчивого и не самостоятельного ребенка. Поощряйте не только проявление способностей и знаний, но также эмоций и чувств. 4. Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не всегда способен ее попросить. 5. Заранее разъясните ребенку новую ситуацию, и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях. 6. Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите его идти на разумный риск и переносить поражения. Учите тому, что неудача - это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранное средство. 7. Помогите застенчивым и не самостоятельным найти и оценить в себе все то, что есть в них хорошее, приучая принимать похвалу без излишнего смущения. 8. Не предъявляйте ребенку требований, не адекватных его возможностям. 9. Помните, что застенчивому ребенку необходима стабильность во всем, ибо любые изменения для них крайне болезненны